После двух дней fuori (то есть вне) я дома, в окно светит солнце, и я в своем любимом положении - перед компьютером. Дело в том, что на протяжении этих двух дней писали мой портрет, конечно, работа еще не закончена, сделан только эскиз, но опыт уникальный - с меня никогда еще не писали потретов. В первый день сеанс прошел очень хорошо - маленькая флорентийская квартирка, художница-хорошая знакомая, очень интересный человек, с которым приятно поговорить, средневековая музыка, всякие размышления об искусстве писать портреты (вспоминались знаменитые работы из Уффици - Элеоноры Толедской, многочисленные изображения Симонетты Веспуччи, сделанные Боттичелли), о великой тайне человеческого лица (просто я в своих немногочисленных попытках рисовать никогда не касалась ее). Временами чувствовала себя Ахматовой) Второй сеанс прошел не так весело. Был дождь, а это многое меняет в восприятии, и в квартире было жутко холодно (дело в том, что в итальянских квартирах редко включают отопление, потому что оно метановое, а стоит газ очень дорого). Кроме того, начали болеть он неподвижности мышцы. И думалось мне, как же справлялись с этой проблемой великие художники прошлого, не заставишь же сидеть Карла пятого неподвижно 3 часа или ту же Элеонору? Кроме того, потом, когда я подошла к эскизу, и сказала, что, кажется, не похожи глаза, мне ответили, что один художник сказал, что не надо подпускать не-живописцев к полотнам, краска вредна для их здоровья. Я подумала, что это еще довольно мягко, потому что бывали случаи в истории искусства и пожестче. Например, художник Франчабиджо, который в ярости от того, что любопытные клирики церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции осмелились залезть под белые полотнища, которыми была закрыта еще не оконченная фреска, чтобы посмотреть на нее, схватил молоток и разбил лицо Девы Марии. Вчера ходила смотреть на нее. Почти все фрески в удивительном Кьостро деи воти отреставрированы, сейчас заканчивают реставрацию на западной стене. Чудо что такое, но на месте лица Девы Марии до сих пор просто штукатурка. Такой вот памятник эксцентричному флорентийскому художнику и, если смотреть шире, отношениям между творцом и публикой, заказчиком, знатоком (вспоминая Брейгеля), профаном или как там нас можно еще назвать?????????