Teatro Niccolini
Посещение концерта Геспериона XXI 12 февраля (играли барочную музыку – испанскую, английскую и проч.), который проходил в Театре Никколини, побудило меня, собственно, об этом театре написать. История его очень интересна. До XIX века он носил смешное название «Teatro del cocomero» (то есть театр арбуза) – по старинному наименованию улицы (сейчас viaRicasoli). Почему же она носила такое странное название? Здесь нам поможет незаменимая для флорентийского гида книга «Le strade di Firenze», где поясняется, что название возникло от какой-то «cucurbitacea», то есть бахчевой культуры, которая выращивалась на огородах в этой зоне. Сюда, на эту улицу, в 1648 году переехала Драматическая академия, основанная доном Лоренцо де Медичи, сыном Великого герцога тосканского Фердинанда I. Здесь академия разделилась на Accademici infuocati, что можно перевести как «воспламененные, раскаленные» и Accademici Immobili – то есть неподвижные, которые переехали на улицу Пергола и основали там Teatro alla Pergola – первый современный театр в мире. Воспламененные академики разместились в театре, который построил незадолго до этого, в 1640 году, Никколо дельи Уги и взяли в качестве эмблемы бомбу в момент взрыва (ее можно увидеть до сих пор над главным входом) и девиз «A tempo infuocato». В театре ставили классические комедии и трагедии, после смерти флорентийского драматурга Джован Баттиста Никколини в 1861 году театр получил его имя. Это то, что касается истории. Теперь личные впечатления: театр очень уютный, в некоторых ложах (в соседней с моей – тринадцатой) можно до сих пор увидеть оставленную на виду вмурованную в стену дату – 1763, на сцену ведет простая деревянная лестница – все это приметы времени, разбросанные тут и там, которые делают это пространство очаровательным. Единственное, что портит крохотный, но элегантный зал – современное зеркало на потолке, которое появилось в ходе последней реставрации после приобретения театра в 2006 году Мауро Пальаи. Этому залу очень шла музыка, которую играли в тот вечер, это музыка камерная, не для больших пространств, и поэтому не случайно была выбрана именно эта площадка (хотя чаще концерты старинной музыки проходят все-таки в Перголе). О самом концерте нужно говорить особо, но все же позволю себе несколько слов. Как всегда в том, что делает Жорди Саваль (кому интересно – могут посмотреть о нем в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Саваль,_Жорди) поражает необыкновенная элегантность, виртуозность и трепетность по отношению к материалу. Порадовала особенно в этот раз необыкновенная – техничная и страстная – работа музыканта-перкуссиониста Давида Майораля (такого владения кастаньетами я еще не видела). К чему я все это? Здорово, что традиция музыкальная и театральная – то есть традиция исполнения и места – живет и продолжается на радость всем причастным.