Каждый нормальный человек мечтает когда-нибудь увидеть "Тайную вечерю" Леонардо, тем более если этот человек флорентийский гид. Все знают, что заказывать посещение нужно много заранее - за несколько месяцев, но у меня визиты в Милан случались больше незапланированные, и попасть мне туда не удавалось. Но тут я, на всякий случай, позвонила в субботу и оказалось - о, чудо! - что один билетик есть! На следующий день я примчалась под проливным дождём к монастырю Санта Мария делле Грацие аж за час, получила заветный билетик и в чудесном кафе напротив стала ждать. Я подошла к вожделенной двери, мне дали пакет для зонтика и стали смотреть содержимое сумки, там была вода. С водой не пускали, охранник сказал, что у меня есть ещё время пойти оставить воду в ящике в кассе, но я не могла уйти, мне казалось, что тогда я пропущу время входа, и вода отправилась в урну. Нас запустили в небольшой коридор, смотревший окнами на кьостро, где были выставлены фотографии с ужасными разрушениями, которым он подвергся во время бомбежек в 1944. Мы все ждали автоматического открытия дверей, я радовалась относительному спокойствию группы, которая, хотя и состояла из итальянцев, не орала и не обсуждала громко всякую чушь. И тут вошла она, русский гид с небольшой группой, которая громогласно объявила, что внутри со вспышкой снимать нельзя, что она гид и для того, кто понимает по-русски, будет бесплатная экскурсия. "О, только не это", - подумала я, потому что я совсем не против послушать хорошую экскурсию, но здесь этим и не пахло. Наконец двери распахнулись, и мы вошли. Справа на дальнем конце трапезной сине-серела "Тайная вечеря". Хочу сразу про грандиозное и умилительное, а то вы подумаете, что мое сознание было занято только гневом на гида. Я подумала, что это самое совершенное произведение на свете, где все было на своём месте, ни одного неверного движения, ни одного предмета не на своём месте. Поразило выражения лица Иисуса, которое неверующему Леонардо удалось изобразить таким смиренным. И тут вступила гид, которая, рассказывая об апостолах, сказала, что святой Иоанн Евангелист изображён мальчиком, таким, какие всегда нравились Леонардо, и что он был замешан в коллективном изнасиловании (нет-нет, сам он ничего не делал, просто присутствовал) и поэтому вынужден был бежать из Флоренции. Во-первых, это чушь, ни в каких изнасилованиях Леонардо не участвовал. Действительно, на него был получен донос о его противоестественных отношениях с неким Якопо Сальтарелли, который оказывал такие же услуги и другим молодым людям. Во-вторых, ЕСЛИ ДАЖЕ ЭТО БЫЛО БЫ ПРАВДОЙ, зачем об этом перед этой великой фреской говорить? Зачем вообще ставить это произведение в такой контекст? Я бы таких гидов, конечно, не убивала бы, нет, но лишала бы лицензии что ли, потому что я совершенно уверена в нашей нет, не великой, но важной миссии - турист смотрит на все его окружающее во многом нашими глазами, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем что-то подобное говорить. Я была очень зла и поэтому отошла к правой стене, чтобы увидеть леонардианские игры с перспективой - как сравнивается с правой левая линия потолка, которая смотрится очевидно выше с фронтальной позиции. Не знаю, что она ещё там вещала или вешала бедным туристам, я старалась не слушать, запомнился последний перл: когда она уже на выходе показывала на экране крупно цветочки на коврах и блики на посуде, она сказала, что Леонардо тут 40-50 %. Черт возьми, нет, не 40-50! Это все Леонардо, и какое мне дело до осыпавшейся краски, до того, что эту настенную живопись реставрировали бесчисленное количество раз. Чудо есть чудо, и величие есть величие, которое, я надеюсь, люди почувствовали, несмотря на все старания гида.